О деятельности отдела государственного земельного надзора за кв-л 2018 года

Управление Россельхознадзора

   Земли сельскохозяйственного назначения являются важным природным ресурсом страны, и подлежат охране. От состояния и плодородия сельскохозяйственных земель напрямую зависит способность государства развивать растениеводство, животноводство и другие отрасли сельского хозяйства. Это, в свою очередь, позволяет обеспечивать население продуктами питания, а также выходить на международные продовольственные рынки и обеспечивать экономический рост государства.

  В настоящее время вопрос сохранения плодородия сельскохозяйственных земель стоит особенно остро в связи с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации и импортозамещения продовольственных товаров. Ключевым и наиболее значимым риском является увеличение площади земель сельскохозяйственного назначения, в частности сельскохозяйственных угодий (особо продуктивных земель), выбывающих из сельскохозяйственного оборота. Указанное выбытие происходит в т.ч. по причинам неиспользования земель сельскохозяйственного назначения для целей сельскохозяйственного производства, что зачастую выражается в зарастании земель сорной, кустарниковой, лесной растительностью.

   Разлив нефтепродуктов, чрезмерное применение пестицидов и агрохимикатов, перекрытие поверхности почвы различными объектами, разработка карьеров для добычи общераспространенных полезных ископаемых (песок, щебень, глина и т.п.), снятие и перемещение плодородного слоя почвы, а также несанкционированное размещение отходов производства и потребления приводит к порче, уничтожению плодородного слоя почвы. Указанные нарушения земельного законодательства способствуют выбыванию сельскохозяйственных земель из оборота и тем самым создают риски для сельскохозяйственного производства.

  Именно в силу высокой значимости земель сельскохозяйственного назначения как объекта окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве вопросы их охраны отражены в таких документах стратегического планирования как стратегия обеспечения продовольственной безопасности, которая является составной частью стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Пашня является наиболее ценным видом сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Обеспеченность пашней на душу населения важнейший показатель, определяющий возможности региона в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

   Но даже при недостатке пашни значительные площади не используются. По данным мониторинга, проведенного агрохимической службой (Центр агрохимической службы «Хабаровский»), площадь неиспользуемой пашни по состоянию на 01 ноября 2017 года составила 29,3 тыс.га, что составляет 30% от площади пахотных земель в Хабаровском крае. Из них не используется от 2-х до 10-ти лет -20 тыс.га и более 10 лет -2,1 тыс. га.  В результате длительного неиспользования закустарено и залесено 7,9 тыс.га.           

   Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков (землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), по использованию земельных участков установлены статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

   Таким образом, все правообладатели указанных земельных участков, в частности, юридические лица, физические лица (граждане), индивидуальные предприниматели, органы государственной власти, органы местного самоуправления являются поднадзорными Отделу субъектами.

     В 1 квартале 2018 года проведено 48 контрольно-надзорных мероприятий (в 1 кв. 2017-30)   , в том числе 1(в 1 кв. 2017-21)   внеплановая   проверка по исполнению предписания, 40(в 1 кв. 2017-0)    административных обследований объектов земельных отношений, 2 (в 1 кв. 2017-30)   плановых (рейдовых) осмотра, 1 (в 1 кв. 2017-0)   мероприятие по факту непосредственного обнаружения, принято участие в 4 (в 1 кв. 2017-1) проверках в  качестве специалистов при проверках организованных органами прокуратуры.

   В рамках контрольно-надзорных мероприятий обследовано 267,27 (в 1 кв. 2017-641,06)   га земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом. Выявлено 9 (в 1 кв. 2017-29)   нарушений на общей площади 26,7 (в 1 кв. 2017-631,57)   га. Выдано 2 (в 1 кв. 2017-16)   предписания на устранение нарушений земельного законодательства. В добровольном порядке оформлено 2  (в 1 кв. 2017-5)    отказа от права собственности на площади 6,4га (в 1 кв. 2017-14), до истечения срока исполнения предписания.

    Привлечено к административной ответственности: 1(в 1 кв. 2017-2)    юридическое лицо, 1(в 1 кв. 2017-1)    должностное лицо и 2 (в 1 кв. 2017-3)   физических лица.

    По отраслевым статьям выявлено 1(в 1 кв. 2017-7)   нарушение связанное с невыполнением правообладателем установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (Обязательное требование - статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации; ответственность за нарушение - 2 статьи 8.7 КоАП РФ).

    Наложено административных штрафов на сумму 211 (в 1 кв. 2017-287,25)   тыс.руб.

Судебная практика свидетельствует о том, что из 18 (в 1 кв. 2017-43)    дел, рассмотренных судами общей юрисдикции, в пользу Управления вынесено 18 (в 1 кв. 2017-41)    решений.

     Управлением проведена работа по возмещению вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды: по материалам поступившим от прокуратуры Октябрьского района ЕАО в отношении ООО «Алмаз плюс» по факту порчи земли на площади 3,5 кв. м от розлива нефтепродуктов при заправке сельскохозяйственной техники вынесено два постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в отношении должностного и юридического лиц на общую сумму штрафов 50,0 тыс. руб. Предъявлен иск на добровольное возмещение ущерба вреда причиненного почвам в результате розлива нефтепродуктов на сумму 6720 руб. Штрафы и иск добровольно оплачены в установленные законом сроки.

- по факту перекрытия песком  на площади 1092 кв.м.   земельного участка сельскохозяйственного назначения  (разрешенное использование- для с/х производства  (пастбище)) в 1 квартале 2018 года дополнительно взыскано 300 тыс.руб.,  всего из иска 2017г. в отношении ООО «Карьер-ДВ» на возмещение вреда в размере 6458,9 млн. руб.  взыскано  2,648 млн. руб.;

- по факту загрязнения почв в результате нарушения правил обращения с пестицидами и  агрохимикатами (превышение ОКП «хлорпирифоса»   на площади 2470 кв.м.)  в 1 квартале 2018 года дополнительно взыскано 247 тыс.руб.,  всего из иска 2017г. в отношении ФГБНУ «ДВ НИИИСХ» на возмещение вреда в размере 1,482  млн. руб.  взыскано  494 тыс.руб.

    В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаружены две свалки ТБО в районе с. Бирофельд общей площадью 207 кв. м. на территории кадастрового квартала КН 79:04:1304001. Навалы мусора расположены за границей земель с/х назначения. Материалы переданы по подведомственности в Управление Росприроднадзора по ЕАО для принятия мер реагирования.

    Сотрудниками отдела по Еврейской автономной области Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области проведена рабочая встреча с представителями  Общероссийского народного фронта. По итогам встречи организовано взаимодействие с целью привлечения активистов ОНФ к выявлению карьеров и несанкционированных свалок ТБО на земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории ЕАО.

Состояние профилактической работы:

    Во исполнение статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в 2018 году приказом Россельхознадзора   утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований сфере государственного земельного надзора на  2018-2020 годы (далее - Программа).

   Отделом в 1 квартале  2018 года  основная работа была направлена на реализацию данной Программы. Публиковалась информация в сфере государственного земельного надзора в средствах массовой информации (газеты,   электронные/интернет издания), осуществлялось участие представителей Отдела   в форумах, совещаниях, в т.ч. освещаемых средствам массовой информации, проводилась работа с населением по вопросам соблюдения требований земельного законодательства.

     В частности:

- размещена информация об основных полномочиях в сфере государственного земельного надзора, ссылок на страницу размещения в сети Интернет- 26;

- размещена актуальная информация об обязательных требованиях в сфере государственного земельного надзора, ссылок на страницу размещения в сети Интернет- 26;

- размещена  актуальная информация  о мерах ответственности за нарушения, ссылок на страницу размещения в сети Интернет-26;

- размещены на  официальном сайте Управления руководства по соблюдению действующих обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, входящих в компетенцию Россельхознадзора,  а также на стендах (в Отделах,  ФГБУ «Хабаровский референтный центр Россельхознадзора», МФЦ, ОМС);

- проведено 10 консультаций с поднадзорными субъектами  по разъяснению требований, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе  проведено 3 семинара(совещания), создано 7 «горячих линий»;

- направлено 260 информационных писем правообладателям земельных участков  о необходимости соблюдения требований земельного законодательства и об ответственности  за нарушения земельного законодательства;

 - в печати опубликован  1 материал;

- на сайте   Управления   размещено  25 материалов (новостей), в других интернет-изданиях размещен 1 материал;

- принято участие в 8 совещаниях (форумах) с представителями бизнес-сообществ, хозяйствующих субъектов;

- в рамках приема граждан (физических лиц) даны разъяснения по вопросам государственного земельного надзора 6 гражданам;

- даны разъяснения на  запросы о полномочиях Россельхознадзора в сфере государственного земельного надзора, а также предусмотренных за нарушения требований законодательства мер ответственности, в том числе по телефону- 15;

- выдано 28 предостережений о недопустимости нарушения обязательны требований в сфере государственного земельного надзора.

    На сайте Россельхознадзора создан раздел, в котором аккумулируется необходимая поднадзорным субъектам информация в части государственного земельного надзора.

    Основные  нарушения требований земельного законодательства связано, в первую очередь, с нарушениями требований земельного законодательства, которые выражаются в низких знаниях правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения требований, предъявляемых к ним земельным законодательством Российской Федерации о порядке, способах и ограничениях использования таких земельных участков, в бездействии правообладателя земельного участка сельскохозяйственного назначения, влекущем его зарастание сорной, древесной и кустарниковой растительностью. 

    Предупредить указанный вид нарушения на данный момент проблематично, так как большинство правообладателей заросших земельных участков, приобретают такие земельные участки зачастую в качестве капиталовложения, либо получают в наследство, при этом сельскохозяйственным производством не занимаются. Участок в свою очередь зарастает и приходит в состояние не пригодное для сельскохозяйственного использования. Имеются правообладатели земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом, изначально не планировавшие использовать земельный участок сельскохозяйственного назначения по его назначению.

   Нежелание использовать сельхозземли (или отсутствие средств для этого), сознательное желание перевести такой участок в другую категорию, использование его как средства капиталовложения, нередко отсутствие на него спроса при заинтересованности собственника в сдаче его в аренду – делают непосредственно саму профилактику правонарушений менее эффективной в виду наличия этих обстоятельств.